В Центре проводится комплексная медицинская, психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей, имеющих отклонения в двигательном и психоречевом развитии. Ежегодно здесь получают лечение более 700 детей из г. Нерюнгри и других городов и районов Республики Саха (Якутия).
Основными целями создания и деятельности Центра являются
- оказание качественных социальных услуг;
- организация и проведение комплексной реабилитации, оказание квалифицированной медико-социальной, психолого-педагогической и социально-бытовой помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями;
- создание условий для максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;
- профилактика первичной инвалидности у детей, страдающих хроническими заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата и нервно-психическими расстройствами.
Основными задачами Центра являются:
- абилитация и реабилитация детей с ДЦП и психоневрологической патологией.
- интеграция детей дошкольного и школьного возраста в детские сады, учебные заведения при негрубых отклонениях в их психическом развитии.
-оказание консультативно-диагностической, лечебной помощи детскому населению республики.
- подготовка квалифицированных специалистов.
- укрепление, усовершенствование материальной базы
Основной структурной единицей Центра является дневной стационар, рассчитанный на 75 мест и имеющий несколько подразделений (служб):
- консультативно-диагностическое подразделение
- подразделение психолого-педагогической реабилитации и абилитации
- подразделение медицинской реабилитации.
Консультативно-диагностическое подразделение обеспечивает комплексное клинико-функциональное обследование детей, находящихся на лечении в Центре. А также осуществляет консультативно-диагностическую помощь детскому населению города, улусов РС (Я). Ежегодно такую помощь получает более 1000детей.
В подразделении работают опытные квалифицированные специалисты: неврологи, врачи функциональной диагностики, психиатр, ортопед, педиатр, окулист, физиотерапевт, врач ЛФК, обученный средний медицинский персонал.
В кабинете функциональной диагностики оснащенном современным отечественным и импортным оборудованием проводятся : электроэнцефалография, реоэнцефалография. ультразвуковая диагностика.
Окулист проводит проверку остроты зрения, выявляет патологию глаз, осмотр глазного дна проводит коррекционное лечение по методикам БОС.
Основной акцент делается на прием детей раннего возраста с различной неврологической патологией. Учитывая высокие компенсаторные возможности мозга в этом возрасте, с целью предотвращения или минимизации инвалидизирующих заболеваний, в Центре организован консультативно-диагностический прием детей с перинатальным поражением нервной системы для более раннего выявления неврологической патологии и назначения необходимого лечения.
Подразделение медицинской реабилитации применяет как традиционные методы восстановительного лечения: массаж. ЛФК, медикаментозное лечение, физиотерапию (электро-магнито - теплолечение, УЗ, фитолечение, электросон, светолечение), так и новые эффективные методы лечения: водолечение (лечебные ванны, гидромассаж, лечебное плавание), рефлексотерапию (акупунктура, лазеротерапия. МРТ по биологически активным точкам, электростимуляция Су-Джок, лечебное одеяло.
Ортопедическую коррекцию: ортопедическая обувь, средства внешней иммобилизации, укладки, гипсование, использование костюма «Гравистат», квалиметрическая гониометрия ,занятия на компьютерном комплексе «Стабилотренер». Приобретены и внедрены в работу аппараты «Сканер», «Подоскан», по результатам анализа которых, обьективно можно оценить эффективность проведенных реабилитационных мероприятий.
Офтальмологическую коррекцию : окулист проводит проверку остроты зрения, выявляет патологию глаз, осмотр глазного дна
Проводит коррекционное лечение по методикам БОС. Занятия на синоптофоре, мускулотренере, использование компьютерных программ для коррекции косоглазия и амблиопии.
Подразделение психолого-педагогической реабилитации, в котором проводится комплексное воспитание личности больного ребенка, направленного на выработку самостоятельной активности и независимости в обществе, обучение необходимым навыкам самообслуживания, тренировки движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Все это достигается через развитие познавательной, трудовой, социально-бытовой и творческой деятельности.
Методологическую основу деятельности подразделения составляют, как говорилось выше, основные принципы кондуктивной педагогики.
Метод разработан ученым, врачом, педагогом Андраш Пето (1893-1967гг), который основал в Будапеште в 1952 году институт, получивший название «Институт для людей с двигательными нарушениями».
Методика направлена на восстановление двигательных функций, на воспитание морально-волевых качеств, на преодоление комплекса неполноценности, формирование стремления к самостоятельной активной жизненной позиции. Основываясь на индивидуальном подходе к каждому ребенку с учетом всех особенностей его заболевания, развития и воспитания, отталкивается от сохранных функций организма в целом, что обеспечивает правильный выбор форм и методов работы, эффективность абилитации.
Занятия кондуктивной педагогики могут быть групповыми и индивидуальными.
На начальных этапах коррекционной работы с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями наиболее эффективным следует признать индивидуальный метод воздействия с ребенком, но абилитация ребенка невозможна без формирования умения общаться с окружающими. Зачастую ребенку самому приходится сделать первые шаги для контакта с окружающим миром, поэтому групповые занятия продиктованы самой жизнью, в связи с чем , целесообразнее говорить о коллективно-индивидуализированном методе работы во время занятий кондуктивной педагогики.
В основу психолого-педагогической работы входят и принципы общей и специальной (коррекционной) педагогики, психологии и дефектологии, музыкально-эстетическое воспитание, трудотерапия, занятия по социально-бытовой ориентации, лечебное плавание и работа с родителями.
Уже само выполнение мотивированных движений является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций.
Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Песни даются несложные, мелодичные, удобные для дыхания. Улучшается координация в процессе обучения игры на детских музыкальных инструментах.
Особое внимание в музыкально-коррекционной работе с детьми с ДЦП отводится детским утренникам и развлечениям, которые решают задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.
В подразделении психолого–педагогической реабилитации работают опытные, квалифицированные педагоги – реабилитаторы, логопеды – дефектологи, психолог.
Методическое руководство осуществляется главным специалистом по педагогической работе. Все кабинеты подразделения оснащены современным реабилитационным оборудованием, приспособлениями для детей – инвалидов, комплектами сенсорных, психокоррекционных и кинезитерапевтических тренажеров, развивающих игр.
Организация работы отделения
Курс лечения составляет от 1 до 2-х месяцев, в зависимости от диагноза, выраженности двигательных и умственных отклонений и в соответствии с медико-экономическими стандартами (МЭС).
В Центр поступают дети в возрасте от 1-2 мес. до 18 лет со следующими заболеваниями:
- органическим поражением центральной нервной системы (детский
церебральный паралич, врожденные аномалии развития, последствия перинатального,
воспалительного и травматического поражения нервной системы, умственная отсталость и др.);
- заболеваниями периферической нервной системы;
- выраженными функциональными расстройствами нервной системы (неврозы, энцефалопатии различного генеза и др.)
- различными формами психического дизонтогенеза (задержки психического и речевого развития, нарушения психологического развития и др.)
- болезнями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения при детском церебральном параличе, сколиозы и др.).
Противопоказаниями для поступления в Центр являются:
- острые инфекционные заболевания;
- психические и иные хронические заболевания в стадии обострения;
- умственная отсталость и ЗПРР с выраженными расстройствами поведения;
- задержка психо-речевого развития с выраженными нарушениями поведения;
- гидроцефалия в стадии декомпенсации;
- эпилепсия с частыми приступами и выраженными нарушениями поведения;
- кожные заболевания;
- онкологические заболевания любой стадии;
- гемофилия.
Прием пациентов на курс реабилитации производится при предоставлении:
- направления - выданного учреждениями здравоохранения и социальной защиты Республики
Саха (Якутия)
-справки лечебно-профилактического учреждения об отсутствии противопоказаний к
проведению курса реабилитации с результатами необходимых анализов и обследований;
- справки об эпидемиологическом окружении по месту жительства;
- для иногородних пациентов – подробной выписки из амбулаторной карты с
заключениями специалистов лечебно-профилактического учреждения и данными исследований;
- для детей-инвалидов – дополнительно индивидуальной программы реабилитации,
выдаваемой Бюро МСЭ.