В Центре проводится комплексная медицинская, психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей, имеющих отклонения в двигательном и психоречевом развитии. Ежегодно  здесь  получают  лечение  более  700  детей  из г. Нерюнгри  и  других  городов  и  районов  Республики Саха (Якутия).

            Основными  целями создания  и деятельности Центра  являются

-   оказание качественных социальных услуг;

- организация и проведение комплексной реабилитации, оказание квалифицированной медико-социальной, психолого-педагогической  и социально-бытовой помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями;

-  создание условий для максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;

- профилактика первичной инвалидности у детей, страдающих хроническими заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата и нервно-психическими расстройствами.     

Основными задачами Центра являются:

- абилитация и реабилитация детей с ДЦП и психоневрологической патологией.

- интеграция детей дошкольного и школьного возраста в детские сады, учебные заведения при негрубых отклонениях в их психическом развитии.

-оказание консультативно-диагностической, лечебной помощи детскому населению республики.

- подготовка квалифицированных специалистов.

- укрепление, усовершенствование материальной базы

Основной структурной единицей Центра является дневной стационар, рассчитанный на 75 мест и имеющий несколько подразделений (служб):

- консультативно-диагностическое подразделение

- подразделение психолого-педагогической реабилитации и  абилитации

- подразделение медицинской реабилитации.

Консультативно-диагностическое подразделение обеспечивает комплексное клинико-функциональное обследование детей, находящихся на лечении в Центре. А также осуществляет консультативно-диагностическую помощь детскому населению города, улусов РС (Я). Ежегодно такую помощь получает более 1000детей.

В подразделении работают опытные квалифицированные специалисты: неврологи, врачи функциональной диагностики, психиатр, ортопед, педиатр, окулист, физиотерапевт, врач ЛФК, обученный средний медицинский персонал.

В кабинете функциональной диагностики оснащенном современным отечественным и импортным оборудованием проводятся : электроэнцефалография,  реоэнцефалография. ультразвуковая диагностика.

Окулист проводит проверку остроты зрения, выявляет патологию глаз, осмотр глазного дна проводит коррекционное лечение по методикам БОС.

Основной акцент делается на прием детей раннего возраста с различной неврологической патологией. Учитывая высокие компенсаторные возможности мозга в этом возрасте, с целью предотвращения или минимизации инвалидизирующих  заболеваний, в Центре организован консультативно-диагностический прием детей с перинатальным поражением  нервной системы для более раннего выявления неврологической патологии и назначения необходимого лечения.

Подразделение медицинской реабилитации применяет как традиционные методы восстановительного лечения: массаж. ЛФК, медикаментозное лечение, физиотерапию (электро-магнито - теплолечение, УЗ, фитолечение, электросон, светолечение), так и новые эффективные методы лечения: водолечение (лечебные ванны, гидромассаж, лечебное плавание), рефлексотерапию (акупунктура, лазеротерапия. МРТ по биологически активным точкам, электростимуляция Су-Джок, лечебное одеяло.    

  Ортопедическую коррекцию: ортопедическая обувь, средства внешней иммобилизации, укладки, гипсование, использование костюма «Гравистат», квалиметрическая гониометрия ,занятия на компьютерном комплексе «Стабилотренер». Приобретены и внедрены в работу аппараты «Сканер»,  «Подоскан», по результатам анализа которых, обьективно можно оценить эффективность проведенных реабилитационных мероприятий.

Офтальмологическую коррекцию : окулист проводит проверку остроты зрения, выявляет патологию глаз, осмотр глазного дна

 Проводит коррекционное лечение по методикам БОС.  Занятия на синоптофоре, мускулотренере, использование компьютерных программ для коррекции косоглазия и амблиопии.

Подразделение психолого-педагогической реабилитации, в котором проводится комплексное воспитание личности больного ребенка, направленного на выработку самостоятельной активности и независимости в обществе, обучение необходимым навыкам самообслуживания, тренировки движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Все это достигается через развитие познавательной, трудовой, социально-бытовой и творческой деятельности.

Методологическую основу деятельности подразделения  составляют, как говорилось выше, основные принципы кондуктивной педагогики.

Метод разработан ученым, врачом, педагогом Андраш Пето (1893-1967гг), который основал в Будапеште в 1952 году институт, получивший название «Институт для людей с двигательными нарушениями».

Методика направлена на восстановление двигательных функций, на воспитание морально-волевых качеств, на преодоление комплекса неполноценности, формирование стремления к самостоятельной активной жизненной позиции. Основываясь на индивидуальном подходе к каждому ребенку с учетом всех особенностей его заболевания, развития и воспитания, отталкивается от сохранных функций организма в целом, что обеспечивает правильный выбор форм и методов работы, эффективность абилитации.

Занятия  кондуктивной педагогики могут быть групповыми и индивидуальными.

На  начальных этапах коррекционной работы с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями наиболее эффективным следует признать индивидуальный метод воздействия с ребенком, но абилитация ребенка невозможна без формирования умения общаться с окружающими. Зачастую ребенку самому приходится сделать первые шаги  для контакта с окружающим миром, поэтому групповые занятия продиктованы самой жизнью, в связи с чем , целесообразнее говорить о коллективно-индивидуализированном методе работы во время занятий кондуктивной педагогики.

В основу психолого-педагогической работы входят и принципы общей и специальной (коррекционной) педагогики, психологии и дефектологии, музыкально-эстетическое воспитание, трудотерапия, занятия по социально-бытовой ориентации, лечебное плавание и  работа с родителями.

Уже само выполнение мотивированных движений является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций.

Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Песни даются несложные, мелодичные, удобные для дыхания. Улучшается координация в процессе обучения игры на детских музыкальных инструментах.

Особое внимание в музыкально-коррекционной работе с детьми с ДЦП отводится детским утренникам и развлечениям, которые  решают задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

В подразделении психолого–педагогической реабилитации работают опытные, квалифицированные педагоги – реабилитаторы, логопеды – дефектологи, психолог.

Методическое руководство осуществляется главным специалистом по педагогической работе. Все кабинеты подразделения оснащены современным реабилитационным оборудованием, приспособлениями для детей – инвалидов, комплектами сенсорных, психокоррекционных и кинезитерапевтических тренажеров, развивающих игр.

Организация работы отделения

Курс лечения составляет от 1 до 2-х месяцев, в зависимости от диагноза, выраженности  двигательных и  умственных отклонений  и в  соответствии с медико-экономическими  стандартами (МЭС).

 

В Центр поступают дети в возрасте от 1-2 мес. до 18 лет со следующими заболеваниями:

- органическим поражением центральной нервной системы (детский церебральный паралич, врожденные аномалии развития, последствия перинатального,

воспалительного и травматического  поражения нервной системы, умственная отсталость и др.);

-   заболеваниями  периферической нервной системы;

-  выраженными  функциональными  расстройствами нервной системы (неврозы, энцефалопатии различного генеза и др.)

- различными формами психического дизонтогенеза (задержки психического и речевого развития, нарушения психологического развития и др.)

- болезнями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения при детском церебральном параличе, сколиозы  и др.).

 

Противопоказаниями для поступления в Центр являются:

- острые инфекционные заболевания;

- психические и иные хронические заболевания в стадии обострения;

- умственная отсталость  и ЗПРР  с выраженными расстройствами поведения;

- задержка психо-речевого развития с выраженными нарушениями поведения;

- гидроцефалия в стадии декомпенсации;

- эпилепсия с частыми приступами и выраженными нарушениями поведения;

- кожные заболевания;

- онкологические заболевания любой  стадии;

- гемофилия.

Прием  пациентов  на  курс реабилитации производится  при  предоставлении:

- направления  - выданного учреждениями здравоохранения и социальной защиты Республики

 Саха (Якутия) 

-справки лечебно-профилактического учреждения  об отсутствии противопоказаний к

проведению курса реабилитации с результатами необходимых анализов  и обследований;

-  справки  об эпидемиологическом  окружении по месту жительства;

- для иногородних пациентов – подробной выписки  из амбулаторной карты с

 заключениями специалистов  лечебно-профилактического учреждения  и данными исследований;

-  для детей-инвалидов – дополнительно индивидуальной программы реабилитации,

 выдаваемой Бюро МСЭ.