Индивидуальное коррекционное занятие
Левина Евгения Владимировна, Учитель-дефектолог Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия), «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Нерюнгри» Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ограниченными возможностями здоровья по развитию речи, познавательных процессов Пояснительная записка к занятию Данное занятие можно использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими различные виды нарушений в развитии: интеллектуально - мнестичекое нарушение, системные нарушения в речевом развитии, нарушение в состоянии эмоционально-волевой сферы. Используя в занятии предложенные презентации, необходимо соблюдать нормы СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10., где разъясняются правила работы с компьютером. Важно помнить о противопоказаниях по работе с компьютером, для детей с судорожными синдромами и эпилепсией. Тема: «Собака и щенок» Цель: Активизация, расширение предметного, глагольного словаря, словаря признаков по данной теме. Формирование простой фразы с предлогом «В». Закрепление навыка счета до пяти, понятий «большой, маленький». Закрепление красного, желтого, зеленого, синего цвета. Формирование целостного восприятия в игре с разрезными картинками, коррекция зрительного восприятия при формировании навыка соотнесения предметов по цвету. Коррекция зрительного внимания и памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие эмоционально – волевой сферы в упражнении по различению настроения. Профилактика нарушений зрения. Воспитание потребности в общении, мотивации к высказыванию. Оснащение: игрушечная собака, ширма, презентация № 1 - «Собака и щенок», презентация № 2 - «Что забыл нарисовать художник?», дидактическая игра «Разрезные картинки» (из 2-х/ 3-х частей), дидактическая игра «Покорми собак», презентация № 3 - «Где прячется собака?», портреты веселой и грустной собаки. Ход занятия: Организационный момент. За ширмой – игрушка, педагог привлекает внимание ребенка: - Послушай, кто это с тобой здоровается: «Гав-гав-гав»? Введение в тему. Беседа с использованием презентации № 1 «Собака и щенок». Педагог показывает ребенку игрушку: - Кто это? (Это собака). А теперь давай вместе расскажем про собаку, посмотри на экран, педагог проводит с ребенком беседу с опорой на слайды: Слайд № 2: это собака. Собаку зову Жучка. Слайд № 3: как собачка лает? Что делает собака? (Лает). Слайд № 4: где живет собака? (В конуре/будке). Слайд № 5: что собака любит есть? (Косточки, мясо). Слайд № 6: у собаки есть сынок, он называется щенок. Собака, какая? (Большая). А щенок, какой? (Маленький). Сегодня собачка будет с тобой играть. Примечание: смена слайдов происходит по щелчку мыши. В слайде № 3 – лай собаки включается автоматически, но при желании педагог может повторить звук, щелкнув правой кнопкой мыши по значку «граммофон» в левой части экрана. В слайде № 4 по щелчку мыши собака подходит к будке. В слайде № 5 по щелчку мыши появляется косточка и мясо. В слайде № 6 для усиления эффекта, с помощью щелчков мыши собака увеличивается, а щенок уменьшается. Дидактическая игра «Разрезные картинки». Педагог: - Посмотри, собака Жучка принесла нам картинки, но они рассыпались, помоги сложить картинки, и посмотрим – кто там нарисован. Ребенок собирает разрезные картинки, закрепляя понятия: «собака, щенок, собака большая, щенок маленький». Игра с использованием презентации №2 «Что забыл нарисовать художник?» Педагог: - А сейчас проверим – знает ли собака свои части тела. Педагог обыгрывает ситуацию, спрашивая у собаки и показывая на хвост и другие части тела: «Что это?» Но собачка не знает правильного ответа. Тогда педагог предлагает ребенку помочь собаке: - Я буду показывать, а ты называть все части тела Жучки. После того, как задание выполнено, педагог просит ребенка посмотреть – правильно или нет, художник нарисовал собачку. Слайд № 2 – художник, рисующий собаку. Слайд № 3: на экране собака без хвоста. Педагог: - Посмотри, художник запутался, неправильно нарисовал собаку, что он забыл ей нарисовать? Ребенок рассматривает портрет. Самостоятельно или с наводящей помощью педагога называет недостающую часть тела. После того, как ребенок дал правильный ответ, педагог щелкает мышкой и у собаки появляется хвост. Аналогичная работа проводится с последующими слайдами: № 5 –собака без уха. №7 –собака без лапы. № 9 –собака без носа. № 11 –собака без туловища (тела). № 13 – собака без глаз. № 15 – собака безо рта. № 17 – собака со всеми частями тела на портрете художника. Педагог хвалит ребенка: - Молодец! Теперь собака красивая, ты помог художнику, и он нарисовал ее правильно. Зрительная гимнастика. Педагог читает текст, ребенок следит глазами за кончиком указки, на которой прикреплено плоскостное изображение собачки: Три собаки шли домой, Папа был большой — большой. указка вверху Мама с ним пониже ростом указка на среднем уровне А сынок — малютка просто. указка внизу Очень маленький он был, указка слева С погремушками ходил. указка справа Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь! Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек. Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 3-4 раза. Закрепление навыка счета в динамической паузе «Собачка Жучка» (авторское). Педагог демонстрирует ребенку слайд №7, презентации № 1 «Собака и щенки»: - У собаки Жучки много щенят, давай их посчитаем. Ребенок считает щенят (по щелчку мыши постепенно появляется 5 щенков). - А теперь послушай про Жучку стихотворение и выполняй движение вместе со мной: У собачки Жучки 5 малышей, руки на поясе, повороты тела влево и вправо. А ну - ка, давай, сосчитай их скорей! хлопки в ладоши Этот щеночек сердитый всегда, шаг вперед Этот щенок не спешит никуда, шаг назад. Этот щенок веселится, играет, прыжки на месте Этот тихонько в углу засыпает, имитация сна Ну а последний щеночек не спит, руки на поясе, повороты тела влево и вправо, Он на ребят удивленно глядит изобразить удивление. Дидактическая игра «Покорми собак». Педагог: - Наши гости проголодались, покорми их. Я приготовила для собак мисочки – раздай их всем собакам. Ребенок должен соотнести по цвету миску и ошейник собаки. Во время выполнения задания педагог спрашивает: - Почему ты дал этой собаке такую миску? Какой это цвет? Что делают собаки? (Собаки едят). Формирование простой фразы с предлогом «В» с использованием презентации «Где прячется собака?» Педагог: - Собачки наелись, говорят «спасибо», а теперь хотят поиграть в прятки. Сейчас мы с тобой посмотрим, где прячется собака. По щелчку мыши собака передвигается в разные объекты: Слайд № 2 – собака в конуре (будке). Слайд № 3 – собака в чемодане. Слайд № 4 – собака в шкафу. Слайд №5 – собака в ящике. Слайд №6 – собака в машине. Слайд № 7 – собака в палатке (домике). Слайд № 8 – поощрительный. Итог занятия. Педагог: - С кем мы играли? Собачка хочет подарить тебе на память свой портрет, выбери тот, который тебе понравится. Педагог предлагает ребенку изображение веселой и грустной собачки, ребенок выбирает. А еще, если захочешь, дома можешь нарисовать для собаки Жучки – конуру и на следующем занятии ей подарить. Использованная литература, интернет ресурсы: Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1973 Дошкольное воспитание аномальных детей, под. ред. Носковой Л.П. М., 1993 Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1992 Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2007 - 344 с. (п) http://www.kuzspa.ru/science-work/konsultacii/zdorov-doshkoln/1992-zrit-gimnastika | |
| |
Просмотров: 1437 | |
Всего комментариев: 0 | |