Индивидуальное коррекционное занятие
Левина Евгения Владимировна,

Учитель-дефектолог

Государственное  бюджетное учреждение

Республики Саха (Якутия),

«Республиканский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями

г. Нерюнгри»

 Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ограниченными возможностями здоровья по развитию речи, познавательных процессов

Пояснительная записка к занятию
Данное занятие можно использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими различные виды нарушений в развитии: интеллектуально - мнестичекое нарушение, системные нарушения в речевом развитии, нарушение в состоянии эмоционально-волевой сферы. Используя в занятии предложенные презентации, необходимо соблюдать нормы   СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10., где разъясняются правила работы с компьютером. Важно помнить о противопоказаниях по работе с компьютером,  для детей с судорожными синдромами и эпилепсией.

 Тема: «Собака и щенок»
Цель:
Активизация, расширение  предметного, глагольного словаря, словаря признаков по данной теме. Формирование простой фразы с предлогом «В». Закрепление навыка счета до пяти, понятий «большой, маленький». Закрепление красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Формирование целостного восприятия в игре с разрезными картинками, коррекция зрительного восприятия при формировании навыка соотнесения предметов по цвету. Коррекция зрительного внимания и памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие эмоционально – волевой сферы в упражнении по различению настроения. Профилактика нарушений зрения.
Воспитание потребности в общении, мотивации к высказыванию.

Оснащение: игрушечная собака, ширма, презентация № 1 -  «Собака и щенок», презентация № 2  - «Что забыл нарисовать художник?», дидактическая игра «Разрезные картинки» (из 2-х/ 3-х частей), дидактическая игра «Покорми собак», презентация № 3 - «Где прячется собака?», портреты веселой и грустной собаки.

Ход занятия:
Организационный момент.

За ширмой – игрушка, педагог привлекает внимание ребенка:

- Послушай, кто это с тобой здоровается: «Гав-гав-гав»?
Введение в тему. Беседа с использованием презентации № 1 «Собака и щенок».

Педагог показывает ребенку игрушку:

- Кто это? (Это собака). А теперь давай вместе расскажем про собаку, посмотри на экран, педагог проводит с ребенком беседу с опорой на слайды:

Слайд № 2: это собака. Собаку зову Жучка.

Слайд № 3: как собачка лает? Что делает собака? (Лает).

Слайд № 4: где живет собака? (В конуре/будке).

Слайд № 5: что собака любит есть? (Косточки, мясо).

Слайд № 6: у собаки есть сынок, он называется щенок. Собака, какая? (Большая). А щенок, какой? (Маленький).

Сегодня собачка будет с тобой играть.

Примечание: смена слайдов происходит по щелчку мыши. В слайде № 3 – лай собаки включается автоматически, но при желании педагог может повторить звук, щелкнув правой кнопкой мыши по значку «граммофон» в левой части экрана. В слайде № 4 по щелчку мыши собака подходит к будке. В слайде № 5 по щелчку мыши появляется косточка и мясо. В слайде № 6 для усиления эффекта, с помощью  щелчков мыши собака увеличивается, а щенок уменьшается.
Дидактическая игра «Разрезные картинки». Педагог:

- Посмотри, собака Жучка принесла нам картинки, но они рассыпались, помоги сложить картинки, и посмотрим – кто там нарисован. Ребенок собирает разрезные картинки, закрепляя понятия: «собака, щенок, собака большая, щенок маленький».
Игра с использованием презентации №2 «Что забыл нарисовать художник?»

Педагог:
- А сейчас проверим – знает ли собака свои части тела. Педагог обыгрывает ситуацию, спрашивая у собаки и показывая на хвост и другие части тела: «Что это?» Но собачка не знает правильного ответа. Тогда педагог предлагает ребенку помочь собаке:

- Я  буду показывать,  а ты называть все части тела Жучки. После того, как задание выполнено, педагог просит ребенка посмотреть – правильно или нет, художник нарисовал собачку.

Слайд № 2 – художник, рисующий собаку.
Слайд № 3: на экране собака  без хвоста. Педагог:

- Посмотри, художник запутался, неправильно нарисовал собаку, что он забыл ей нарисовать? Ребенок рассматривает портрет. Самостоятельно или с наводящей помощью педагога называет недостающую часть тела. После того, как ребенок дал правильный ответ, педагог щелкает мышкой и у собаки появляется хвост. Аналогичная работа проводится с последующими слайдами:

№ 5 –собака без уха.
№7 –собака без лапы.
№ 9 –собака без носа.
№ 11 –собака без туловища (тела).
№ 13 – собака без глаз.
№ 15 – собака безо рта.
№ 17 – собака со всеми частями тела на портрете художника. Педагог хвалит ребенка:

- Молодец! Теперь собака красивая, ты помог художнику, и он нарисовал ее правильно.
Зрительная гимнастика. Педагог читает текст, ребенок следит глазами за кончиком

указки, на которой прикреплено плоскостное изображение собачки:

Три собаки шли домой,

Папа был большой — большой.                указка вверху

Мама с ним пониже ростом                       указка на среднем уровне

А сынок — малютка просто.                     указка внизу

Очень маленький он был,                          указка слева

С погремушками ходил.                             указка справа

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек. Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 3-4 раза.
Закрепление навыка счета в динамической паузе «Собачка Жучка» (авторское).

Педагог демонстрирует ребенку слайд №7, презентации № 1 «Собака и щенки»:

- У собаки Жучки много щенят, давай их посчитаем. Ребенок считает щенят (по щелчку мыши постепенно появляется 5 щенков).

- А теперь послушай про Жучку стихотворение и выполняй движение вместе со мной:

У собачки Жучки 5 малышей,                               руки на поясе, повороты тела влево и вправо.

А ну - ка, давай, сосчитай их скорей!       хлопки в ладоши

Этот щеночек сердитый всегда,                шаг вперед

Этот щенок не спешит никуда,                 шаг назад.

Этот щенок веселится, играет,                  прыжки на месте

Этот тихонько в углу засыпает,                имитация сна

Ну а последний щеночек не спит,                        руки на поясе, повороты тела влево и вправо,

Он на ребят удивленно глядит                  изобразить удивление.        
Дидактическая игра «Покорми собак». Педагог:

- Наши гости проголодались, покорми их. Я приготовила для собак мисочки – раздай их всем собакам. Ребенок должен соотнести по цвету миску и ошейник собаки. Во время выполнения задания педагог спрашивает:

- Почему ты дал этой собаке такую миску? Какой это цвет? Что делают собаки? (Собаки едят).
Формирование простой фразы с предлогом «В» с использованием презентации

«Где прячется собака?» Педагог:

- Собачки наелись, говорят «спасибо», а теперь хотят поиграть в прятки. Сейчас мы с тобой посмотрим, где прячется собака. По щелчку мыши собака передвигается в разные объекты:

Слайд № 2 – собака в конуре (будке).

Слайд № 3 – собака в чемодане.

Слайд № 4 – собака в шкафу.

Слайд №5 – собака в ящике.

Слайд №6 – собака в машине.

Слайд № 7 – собака в палатке (домике).

Слайд № 8 – поощрительный.
Итог занятия. Педагог:

- С кем мы играли? Собачка хочет подарить тебе на память свой портрет, выбери тот, который тебе понравится. Педагог предлагает ребенку изображение веселой и грустной собачки, ребенок выбирает. А еще, если захочешь, дома можешь нарисовать для собаки Жучки – конуру и на следующем занятии ей подарить.

Использованная литература, интернет ресурсы:
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1973
Дошкольное воспитание аномальных детей, под. ред. Носковой Л.П. М., 1993
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1992
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2007 - 344 с. (п)
http://www.kuzspa.ru/science-work/konsultacii/zdorov-doshkoln/1992-zrit-gimnastika

 
Категория: Материалы ДЦП | Добавил: Jertanova (20.11.2013)
Просмотров: 1437 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]