![]() Общеизвестно, что причина ДЦП заключается в органическом поражении одного или нескольких участков головного мозга. Ввиду этого, очень часто поражаются не только двигательные центры, но и чувствительные, так называемые, сенсорные. Сенсорное развитие - это чувственное восприятие мира, другими словами, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета, положения его в пространстве. Дети с ДЦП испытывают дефицит мультисенсорного взаимодействия: зрительного, слухового, вестибулярного и проприоцептивного (восприятие своего тела) - т.е. у них нарушено чувство равновесия, искажено восприятие направления движений, нарушена пространственная ориентация. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена предметно - манипулятивная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации, все это препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности ребенка. Развитию зрительного восприятия способствуют мозаики, рамки-вкладыши (может быть использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету), пирамидки, несложные пазлы. Слуховое восприятие, слуховая память и фонематический слух совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, металлофон), звучащих шариков. Для формирования представлений о цвете, форме и величине можно использовать разноцветные кубики, шарики, разноцветные палочки, предметы разной формы и величины. Для развития тактильных ощущений ребенка можно применять легкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой. Чрезвычайно важны игровые упражнения с водой, песком, крупами. Для развития пространственных представлений можно использовать мячики, колечки, кубики, палочки, конструктор. Ребенку предлагается повторять за инструктором упражнения, причем каждое движение должно быть озвучено и повторено ребенком. Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП используются различные приемы и средства. Но наиболее эффективными являются применение: «шнуровки» – нанизывание фигурок на шнурок, готовых «бусин» из мелкого материала различных геометрических форм и расцветок; застегивание пуговиц, крючков, молний; игры с конструктором, кубиками, мозаикой (детали должны быть достаточно крупные); складывание матрешек; сминание руками пищащих игрушек; складывание пазлов Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Важно повторять и закреплять в памяти изученное в игровой форме и активизировать внимание с помощью стихотворных текстов. Правильно подобранные упражнения по развитию сенсорного восприятия позволяют малышу адаптироваться к окружающей среде, прививают ему основы общения с близкими людьми, а также развивают работу мышц, пусть даже и пассивно, но результаты всегда оправдывают ожидания. С 2012 по 2013 год нами было охвачено 35 детей с церебральным параличом. Из них улучшения у 19 ребят, с незначительными улучшениями выписались 13 детей, без изменений - 3. Таким образом, в ходе работы мы смогли успешно повысить уровень сенсорного развития, а это в свою очередь воздействует на головной мозг и активизирует двигательные реакции. Кузьмина В. Н., воспитатель ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри» | |
| |
Просмотров: 1229 | |
Всего комментариев: 0 | |